Паспорт программы
Основная программа дополнительного образования: «Обучение грамоте»
Руководитель программы: Кантемирова Анжела Ильясовна
Организация-исполнитель: МБДОУ-детский сад №20 с.Кизляр
Моздокского района РСО-Алания.
Адрес: РСО-Алания, Моздокский район с.Кизляр ул.Полевая,10
тел:8(86736)52292.
Электронная почта: detskii-sad20@yandex.ru
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении- детский сад №20 c.Кизляр
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Социальный статус: воспитанники дошкольного образовательного
учреждения
Цель программы: сформировать у дошкольников полноценную
фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и
первоначальные навыки звукового анализа и синтеза.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Вид программы: общеразвивающая
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: ознакомительный
Способ освоения содержания образования: креативный
Введение
Обучение чтению и письму не проводилось в дошкольных учреждениях
вплоть до 1962 года. Затем в программу был включён раздел «Обучение
грамоте», предполагавший формирование навыков чтения и печатного
письма на части алфавита. Правда, к 70-м несовершенства методики
оказались столь очевидны, что постепенно письмо, а затем и чтение из
программы были исключены. Но подготовительная работа перед обучением
грамоте осталась. С течением времени её основные положения начали
разрабатываться уже с детьми 3–4 лет, то есть снова пришли к
необходимости постижения азов чтения и письма в старшем дошкольном
возрасте.
Обучение грамоте — это начальный уровень образовательного процесса по
освоению навыков чтения и письма, который в детском саду интегрирует
несколько образовательных областей:
познание;
социально-коммуникативное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Если подготовка к постижению основ грамоты начинается в 3–4 года, то само
обучение включается в рабочую программу со старшей группы, то есть с 5–6
лет.
Психологи убеждены, что дети 5 лет наиболее восприимчивы к изучению
языков, то есть очень важно формировать у малышей этого возраста
языковую интуицию в отношении грамотных синтаксических конструкций,
вырабатывать верное произношение и пополнять активный и пассивный
словарь.
Пояснительная записка
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к
овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому
являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к
будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению
грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным,
звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до
поступления в школу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации
детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика
показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя
более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для
успешного обучения в школе.
Нормативными документами разработки Программы являются:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.
2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2.Конвенция о правах ребёнка; СанПиН 2.4.1. 3049 -13.
3.Приказ Министерства просвещения РФ №629 от 27.07.2022 г «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629)
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р г. Москва)
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования"
7.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09- 3242)
8. Методические рекомендации для субъектов РФ по вопросам реализации
основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой
форме (Утв. Министерством просвещения РФ 28.06.2019г №МП-81/02)
9.Санитарные правила СанПиН СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020
г., регистрационный № 61573);
10.Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения - детский сад № 20 с.Кизляр.
Направленность
Социально-гуманитарная
Новизна программы:
Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения
включено использование компьютерных технологий. Позволяет организовать
работу по дополнительному образованию, не требуя особых условий.
Актуальность
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой
является особо актуальной. Казалось бы речь ребенка понятна и не вызывает
у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не
предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом
развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом
школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети
испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении,
повышенная утомляемость и невроз.
Еще одна причина актуальности - возросшее требование школ, особенно
гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение
ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим
анализом и синтезом до поступления в школу.
Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом
адаптации детей к условиям жизни и обучения. Педагогическая практика
показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют
больше перспектив для успешного обучения в школе.
Особенности организации образовательного процесса
Срок реализации программы – 1 год, (72 часа плюс летний период - 8 часов.
Всего 80 часов.)
Занятия проводятся 2 раза в неделю
Продолжительность занятий 30 минут
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
Количество детей в группе – 15 человек.
Цель программы: сформировать у дошкольников полноценную
фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и
первоначальные навыки звукового анализа и синтеза.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с буквами русского алфавита;
- закрепить понятие «звук», «буква», «слово»;
- учить детей составлять предложения с заданным количеством слов,
пользуясь моделями;
- учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой
анализ слова);
- расширять словарный запас детей;
- формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы
по картинке.
Развивающие:
- развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров,
высказываний;
- развивать интерес к занятиям по обучению грамоте;
- развивать коммуникативную, регулятивную функции речи;
- развивать мелкую моторику;
- приобщать детей к художественной литературе.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;
-воспитывать культуру речи;
-воспитывать нравственные качества: терпимости, доброжелательности
по отношению к окружающим.
Педагогические принципы построения программы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учетом
возможностей ребенка);
- систематичности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и
взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к
сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение
задач и упражнений.
- наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких
образов и представлений в сознании дошкольников.
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим
действиям).
Формы организации педагогического процесса:
- специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей
невозможна без соответствующей среды развития, поэтому необходимо
построить комфортную предметно – развивающую среду;
- работа в прописях и тетрадях;
- работа с книгой;
- использование новых технологий.
Описание форм, способов и методов реализации Программы.
За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную
задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость,
умение общаться со сверстниками, доброжелательность. Обучение по данной
программе предполагает использование различных форм, методов и средств,
с помощью которых реализуется программа.
Основные методы, используемые при реализации программы:
- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация
видеофильмов, показ образца задания…
- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;
- словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ. литературы.
Целевые ориентиры
К концу года дети будут знать и уметь:
Чтение:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– составлять рассказ с заданным количеством предложений;
– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
– давать характеристику звуку;
– уметь работать с кассой букв;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
Письмо (печатание):
– овладевают позой пишущего человека;
– ориентироваться на листе;
– рисовать разнообразные линии;
– делить линию пополам;
– рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);
– дорисовывать начатые фигуры;
– вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
– уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и
мелкие);
Учебный план
Задачи:
Образовательные:
-учить соотносить звук и букву;
-учить детей производить звуко - буквенный анализ слова;
-формировать и развивать фонематический слух;
-формировать умение правильно строить предложение, использовать
предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией
сложного предложения
Развивающие:
-развивать слуховое восприятие;
-развивать графические навыки;
-развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки; развивать глазомер, четкую координацию руки
Воспитательные:
-воспитывать
нравственные
качества,
а
именно
терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим;
-воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
№
п/п
Тема занятий
Всего
Всего часов
часов
Теоритичес- Практические
кие
Форма
занятия
Форма
контроля
1.
Вводное занятие,
инструктаж по технике
безопасности.
1
1
Беседа
Устный
опрос
2.
Развитие слухового
внимания и восприятия
на неречевых звуках
1
1
НОД
Наблюде
ние
3.
Развитие слухового
внимания и восприятия
на речевых звуках
1
1
НОД
Наблюде
ние
4.
Знакомство с понятием
«слово»
1
1
НОД
Беседа
5.
Звук [А], буква А
1
1
НОД
Устный
опрос
6.
Закрепление звука [А]
1
1
НОД
Беседа
7.
Звук [У], буква У
1
1
НОД
Игровая
ситуация
8.
Звуки [А]- [У]
1
1
НОД
Устный
опрос
9.
Звук [О], буква О
1
1
НОД
Наблюде
ние
10.
Закрепление звука [О]
1
1
НОД
Игровая
ситуация
11.
Звук [И], буква И
1
1
НОД
Устный
опрос
12.
Закрепление звука [И]
1
1
НОД
Игровая
ситуация
13.
Звук [Ы], буква Ы
1
1
НОД
Устный
опрос
14.
Закрепление звука [Ы]
1
1
НОД
Наблюде
ние
15.
Звук [Э], буква Э
1
1
НОД
Устный
опрос
16.
Гласные звуки и буквы:
А, У, О, Ы, Э закрепление
пройденного материала
1
1
НОД
Игровая
ситуация
17.
Звук [П], [ПЬ], буква П
1
1
НОД
18.
Закрепление звука
[П], [ПЬ]
1
1
НОД
19.
Звук [Б], [БЬ], буква Б
1
1
НОД
20.
Закрепление,
дифференциация
звуков [Б] - [П]
1
1
НОД
21.
Звук [М], [МЬ],
буква М
1
1
НОД
Устный
опрос
22.
Закрепление звука
[М], [МЬ]
1
1
НОД
Игровая
ситуация
23.
Звук [Н], [НЬ] буква Н
1
1
НОД
24.
Закрепление звука
[Н], [НЬ]
1
1
НОД
Наблюде
ние
Игровая
25.
Звук [Д], [ДЬ] буква П
1
1
НОД
Устный
опрос
26.
Закрепление звука
[Д], [ДЬ]
Звук [Т], [ТЬ] буква Т
1
1
НОД
1
1
НОД
Игровая
ситуация
Наблюде
ние
Закрепление звука,
дифференциация
звуков [Т] - [Д]
Звук [В], [ВЬ], буква В
1
1
НОД
Устный
опрос
1
1
НОД
Игровая
27.
28.
29.
Наблюде
ние
Игровая
ситуация
Устный
опрос
Наблюде
ние
ситуация
ситуация
30.
Закрепление звука
[В], [ВЬ]
1
1
НОД
Наблюде
ние
31.
Звук [Ф], [ФЬ],
буква Ф
Закрепление звука
дифференциация
1
1
НОД
Беседа
1
1
НОД
Наблюде
32.
звуков [В]- [Ф]
ние
33.
Звуки [К], [КЬ],
буква К
1
1
НОД
Устный
опрос
34.
Закрепление звука
[К], [КЬ]
1
1
НОД
Игровая
35.
Звук [Г], [ГЬ], буква Г
1
1
НОД
Наблюде
ние
36.
1
1
НОД
Беседа
37.
Закрепление,
дифференциация
звуков [Г]-[К]
Звук [Х], буква Х
1
1
НОД
Наблюде
ние
38.
Закрепление звука [Х]
1
1
НОД
Устный
опрос
39.
Звуки [С], [СЬ],
буква С
1
1
НОД
Игровая
40.
Закрепление звука
[С], [СЬ]
1
1
НОД
Наблюде
ние
41.
Звук [З], [ЗЬ] , буква З
1
1
НОД
Беседа
42.
1
1
НОД
Наблюде
ние
43.
Закрепление звука,
дифференциация
звуков [З] - [С]
Звук [Ц], буква Ц
1
1
НОД
Устный
опрос
44.
Закрепление звука [Ц]
1
1
НОД
Игровая
ситуация
ситуация
ситуация
45.
Звук [Ш], буква Ш
1
1
НОД
Наблюде
ние
46.
Закрепление звука[Ш]
1
1
НОД
Беседа
47.
Звук [Ж], буква Ж
1
1
НОД
Беседа
48.
49.
Закрепление звука Ж,
дифференциация звука
[Ж] - [Ш]
Звук [Л], [ЛЬ], буква Л
50.
1
1
НОД
Наблюде
ние
1
1
НОД
Устный
опрос
1
1
НОД
Игровая
Закрепление звука
[Л], [ЛЬ]
ситуация
51.
Звук [Р], [РЬ], буква Р
1
1
НОД
Наблюде
ние
52.
1
1
НОД
Наблюде
ние
53.
Закрепление звука [Р]
дифференциация звука
Р-Л
Звук [Ч] , буква Ч
1
1
НОД
Устный
опрос
54.
Закрепление звука [Ч]
1
1
НОД
Игровая
ситуация
55.
Звук [Щ] , буква Щ
1
1
НОД
Наблюде
ние
56.
Закрепление звука [Щ]
1
1
НОД
Беседа
57.
Звук [Й], буква Й
1
1
НОД
Наблюде
ние
58.
Закрепление звука [Й]
1
1
НОД
Устный
опрос
59.
Звук Е, буква Е
1
1
НОД
Игровая
ситуация
60.
Закрепление звука [Е]
1
1
НОД
Наблюде
ние
61.
Звук [Ё] , буква [Ё]
1
1
НОД
Беседа
62.
Закрепление звука [Ё]
1
1
НОД
Наблюде
ние
63.
Звук [Ю], буква Ю
1
1
НОД
Устный
опрос
64.
Закрепление звука [Ю]
1
1
НОД
Игровая
ситуация
65.
Звук[Я], буква Я
1
1
НОД
Наблюде
ние
66.
Закрепление звука [Я]
1
1
НОД
Наблюде
ние
67.
Знакомство с Ь и его
особенностями
1
1
НОД
Устный
опрос
68.
Знакомство с Ъ – и его
особенностями
1
1
НОД
Игровая
Закрепление согласные
звуки- глухие и
звонкие, твердые и
мягкие
Повторение
пройденного
1
1
НОД
Наблюде
ние
1
1
НОД
Наблюде
ние
Итоговое занятие
1
1
НОД
Устный
опрос
НОД
Игровая
70.
71.
72.
Всего часов
Летний период с 1-06.
по 30.06
73.
4
68
8
8
1
1
1
1
Закрепление
«Слова и предложения»
75.
72 часа
Практическое занятие
«Слова и предложения»
74.
ситуация
Практическое занятие
«Составление рассказа
по сюжетным
1
1
ситуация
НОД
Наблюде
ние
НОД
Беседа
картинкам»
76.
Закрепление
«Составление рассказа
по сюжетным
картинкам»
77.
1
1
1
Наблюде
ние
НОД
Устный
опрос
НОД
Игровая
1
Практическое занятие
«Игры со ловами.
Звуковой анализ слов.
Деление слов на
слоги».
80.
1
Закрепление
«Буквы заблудились»
79.
1
Практическое занятие
«Буквы заблудились»
78.
1
НОД
ситуация
НОД
Наблюде
ние
НОД
Устный
опрос
1
Закрепление
пройденного
материала.
1
1
Всего часов:
80
80
Общее количество
часов:
80
80
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная программа кружка
дополнительного образования «Обучение грамоте» описывает курс
подготовки к грамоте детей 5-6 лет, разработана на основе
обязательного минимума содержания по подготовке к обучению
грамоте для ДОУ. Рабочая программа используется при решении задач
речевого развития детей старшего дошкольного возраста, а именно
задач по подготовке к обучению грамоте. В соответствии с данной
программой звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы
изучаются в последнюю очередь.
Содержание курса программы позволяет в занимательной игровой
форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять
их различия и особенности. Известно, что одной из важных
составляющих обучения чтению является хорошо развитый
фонематический слух. В процессе освоения программы, в первый год
обучения, используются специальные игры, подготавливающие
слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со
звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с
гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В
структуру каждого занятия входят также различные игры,
способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа
и синтеза. Во втором году обучения гласные и согласные звуки на
занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом
графический образ подкрепляется двустишием о букве, что
способствует более быстрому запоминанию материала.
Программа предлагает следующую последовательность изучения букв
с детьми 5-6 лет: А, У, О, И, Ы, Э, П, Б, М, Н, Д, Т, В, Ф К, Г, Х, С, З,
Ц, Ж, Л, Р, Ч, Щ, Й, Е ,Е, Ю, Я.
Система занятий включает в себя работу по основным направлениям:
Основные направления программы:
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
- Формирование буквенного гнозиса;
- Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции
звуков; - Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
Программное содержание занятий
Развитие всех компонентов устной речи дошкольников.
Развитие связной речи:
-обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
-«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых
обозначений. Лексическая работа:
-обогащение словарного запаса детей;
-обучение употреблению новых слов в собственной речи
(конструирование словосочетаний и предложений). Развитие
звуковой культуры речи:
-знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука,
его условным обозначением;
-знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки;
твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Развитие фонематического слуха:
-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
положения звука в слове;
-выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твѐрдых,
мягких, звонких, глухих согласных.
Обучение звуко-слоговому анализу:
-звуковой анализ состава слогов и
слов;
- дифференциация понятий «звук» и
«буква»;
- соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по
контуру).
Звуки:
понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения
звука, его условное обозначение;
акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки;
твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твѐрдых,
мягких, звонких, глухих согласных;
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
положения звука в слове;
звуковой анализ состава слогов и слов;
«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных
звуковых обозначений;
Слоги:
понятие «слог», слоговой анализ слов;
-
-
подбор слов на заданное количество слогов;
выделение в словах первого и последнего слогов;
подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов;
Слова:
выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
составление слова из звуков и слогов, из первых (последних)
звуков или слогов в названии картинок;
изменение слов путѐм замены, перестановки, добавления,
исключения звуков или слогов;
выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их
добавлением к другим словам;
восстановление нарушенной последовательности звуков или
слогов в структуре слова;
последовательное преобразование слова в другие слова путем
неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
Буквы:
знакомство с буквами;
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков;
Связная устная речь.
обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
обучение
составлению
предложений,
распространению
предложений, добавлению недостающих слов;
Структурные элементы образовательной деятельности:
Каждое занятие содержит пять этапов: игры, задания и упражнения
для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного
внимания и восприятия, формирования и совершенствования
лексического состава языка и грамматического строя речи, развития
связной речи и речевого общения, фонематических представлений и
навыков звукового анализа и синтеза, мимической, артикуляционной,
тонкой, обшей моторики и т.д.
1 этап. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.
Главная задача данного этапа – обозначить тему НОД и вызвать к ней
интерес детей. Для создания такой ситуации педагогов есть выбор,
каким из приемов проблемно-диалогической технологии введения
новых знаний воспользоваться:
дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию;
«яркое пятно» - рассказ, вызывающий эмоциональный интерес к
теме занятия Учитывая интересы детей можно использовать в
качестве участников занятий игрушечных персонажей.
2 этап. Расширение представлений по теме занятия.
Исходя из специфики курса, на данном этапе решаются задачи
развития звуковой культуры речи, фонетико-фонематических
представлений детей.
-
3 этап. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
На данном этапе улучшается фонетико-фонематическая грамотность
детей на основе изучаемого на занятии звука; развиваются внимание,
восприятие, умение переключиться с одного вида деятельности на
другой; осуществляется повторение тематического словаря.
4 этап. Тренировочные задания.
Главная задача этого этапа – совершенствование фонетикофонематических процессов путём реализации речемыслительных
операций на базе звукового, слогового, словесного материала заданий,
развитие обще-учебных умений и навыков, подготовка руки к письму.
Большое внимание уделяется развитию мышления, внимания, контроля
и самоконтроля детей через интерактивные игры.
5 этап. Итог занятия.
На данном этапе решаются речевые и познавательные задачи:
реализация опыта связной и диалогической речи, закрепление
изученного материала.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых
знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе
«родитель – педагог», повышает рефлексию педагога, повышает уровень
знаний детей.
Формы работы с родителями:
1. ознакомление родителей с учебно–образовательной программой,
содержанием и её эффективностью.
2. проведение родительских собраний «Как приучить детей читать»,
«Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок»
3. проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и
карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук»
4. консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с
родителями об успехах их детей
5. проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с
привлечением родителей
6. разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее
задание», «Звукобуквенный анализ слова», «Как составить рассказ по
картинке» и т.п.
7. анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и
его особенностей
Познакомить родителей с программой можно через информационный стенд,
на котором отражено, чем ребенок занимается в группе. Родителям также
предлагается материал для занятий дома, а дважды в год проводятся для них
открытые занятия, чтобы они могли увидеть своего ребенка в коллективе
сверстников.
Программно - методическое обеспечение программы
1.Белова-Давид Р.А.,Гриншпун Б.М. Нарушение речи у дошкольников.
М., Просвещение,1969, 216с.
2.Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Тетрадь 21.Развиваем навыки
чтения (для детей 4-6 лет)-Ек-г:ООО «Литурк», 2016,-64 с.
3.Бухарина К.Е. Фонетические рассказы. Составление рассказов по
сюжетным и предметным картинкам. Дифференциация звуков [с ]- [ш],[з][ж]. СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс» Выпуск 3, 2019,24с.
4. Бухарина К.Е. Фонетические рассказы. Составление рассказов по
сюжетным и предметным картинкам. Дифференциация звуков [р ]- [рь],[л][ль]. СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс» Выпуск 6, 2018,40с.
5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет(старшая
разновозрастная
группа):Кн.
для
воспитателя
дет.сада.М.:Просвещение,1987,- 207 с.:ил.
6.Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие.-М.:Из-во Эксмо, Е.: Из-во
Литур,2005-96с.
7.Комиссарова С.В. Развитие связной речи у дошкольников на
материале текстов цепной структуры. СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс»
Выпуск 3,4, 2017,24с
8.Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. (Из опыта
работы).М., «Просвещение»,1978.112с.
9. Нищева Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных
групп. Учебно-методическое пособие.- СПб: ООО Из-во «Детство –
Пресс»,2013-112с.
10.Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2
до 7 лет. Мет.рекомед-и. Конспекты занятий. – СПб: ООО Из-во «Детство –
Пресс» - 2018.-80 с.
11.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом:
Пособие для воспитателя дет.сада /Под ред.Ф.А.Сохина .- М.:
Просвещение,1991.-128 с.
Оценочные материалы.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой
позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований,
предъявляемых детям в каждой возрастной группе.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации,
диагностические ситуации, например:
- Назови предметы. Назови первый звук в этих словах. (3)
- Скажи сколько звуков в слове «шар». Назови их.
- Назови в слове «рыба» первый слог, второй.
- Игровое упражнение «Найди слово» – выбери из буквенного текста
определенные слова.
- Игровое упражнение «Поймай словечко» – напечатай на карточке
заданное, короткое слово и т.д
Входная диагностика (на начало учебного года) группа №1
№ Фамилия Имя
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Звукопроизн
ошение
звуковой анализ
гл.в
гл.
в согл.в
начале конце
начале
слова
слова
слова
Знание букв,
согл. в чтение
(послоговое)
конце
слова
Алиев Ильфат
Алпаутова Халима
Атаев Сахам
Балаев Амир
Дациев Динислам
Джамбулатов
Ибрагим
Ибрагимов Хамза
Ибрагимова Амалия
Кагаов Малик
Кагаов Мухаммад
Левшев Закарья
Сабанаев Абдурохман
Хамурзаев Солигь
Хукежев Мухаммад
Шихова Аиша
В. высокий С.средний Н. низкий
Текущий контроль (в течении каждого месяца)
Промежуточный контроль (декабрь, май)
Итоговый контроль (апрель-май)
На каждый контроль составляется протокол.