Паспорт программы
Образовательная программа «Умелые ручки»
Руководитель программы: Юнусова Патимат Дахировна.
Организация-исполнитель: МБДОУ-детский сад №20 с.Кизляр
Моздокского района РСО-Алания.
Адрес: РСО-Алания, Моздокский район с.Кизляр ул.Полевая,10
тел:8(86736)52292.
Электронная почта: detskii-sad20@yandex.ru
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении - детский сад №20 c.Кизляр
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Социальный статус: воспитанники дошкольного образовательного
учреждения
Цель программы: Развитие творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.
Направленность программы: художественная
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: базовый
Способ освоения содержания образования: креативный
Пояснительная записка
Программа имеет художественную направленность, которая является
важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее
доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой
эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Данная
программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и
творческих способностей.
Направленность
Художественная
Адресат программы дети 5 – 6 лет
Актуальность
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации,
когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные
явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной
деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность,
вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов
свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у
детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное
эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые
качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца,
сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить
результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более
чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных
руками человека.
Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так
как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности,
которые необходимы для последующего обучения в школе.
Новизна.
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие у детей творческого и
исследовательского характеров, пространственных представлений,
некоторых физических закономерностей, познание свойств различных
материалов, овладение разнообразными способами практических действий,
приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к
окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она
рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у
детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и
усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников
развивается способность работать руками под контролем сознания,
совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев,
развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к
письму, к учебной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы
.
Педагогическая
целесообразность
выбранного
направления
заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность
очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому
оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.
Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений
направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о
народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается
возможность проявить творческие способности обучающегося.
За время обучения у детей формируется осознание необходимости
думать и понимать, а не просто повторять определенные движения. И,
конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей
художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от эстетически
красивого.
Уровень освоения программы - базовый
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
посредством художественного ручного труда.
Задачи:
Развивающие:
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к
художественной деятельности;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение;
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие
познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного
творчества;
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с
ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям
широту их возможного применения.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом;
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость,
творческую самореализацию, доброе отношение к сверстникам.
Педагогические принципы построения программы:
Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям ребенка);
Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога,
воспитанников и их родителей в социуме, реализация собственных
творческих потребностей);
«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам
работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных
творческих работ).
Объем и сроки освоения программы
Срок реализации программы – 1 год, (72 часа с 01.09.2023г- 31.05.2024г.
летний период - 8 часов 01.06.2024-30.06.2024. Всего 80 часов)
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
Количество детей в группе – 15 человек.
Основные формы обучения
Индивидуальная;
Групповая;
Коллективная.
Методы и приемы обучения
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на
занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные,
наглядные, практические).
Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной
литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), поощрение,
анализ результатов собственной деятельности и деятельности
товарищей.
Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий,
готовых изделий, пособий).
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету
(выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий
наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия
ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В
конце занятия наглядность используется для подкрепления результата,
развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Практический: (изготовление поделки, составление композиции в
присутствии детей и рассказывание вслух).
Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо
стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку
максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых
инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Предполагаемые результаты:
К концу года дети будут знать и уметь:
Сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественноизобразительных целях; плавно и ритмично изображать
формообразующие линии;
Изображать предметы по памяти; использовать цвет для создания
различных образов;
Создавать композиции на листах бумаги разной формы;
комментировать свою творческую работу;
Уметь замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке,
самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать
композицию своей работы;
Усваивать способы практической работы с различными материалами;
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать познавательные, конструктивные способности, интерес к
результату и качеству поделки.
Иметь представление о материале, из которого сделана поделка;
Учитывать яркость, оригинальность при выполнении поделки;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей
эстетического отношения к миру, накопление эстетических
№
п/
п
представлений и образов, развитие эстетического вкуса,
художественных способностей, освоение различных видов
художественной деятельности, прослушивание музыкальных
произведений;
Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как
таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой
деятельности;
Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций,
воспитание дружеских взаимоотношений;
Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать,
делать выводы, высказывать свою точку зрения;
Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные
игры).
Всего
Тема занятий
часов
Всего часов
Теоритических
Форма контроля
Практических
1
Вводное занятие,
инструктаж по
технике
безопасности,
знакомство с
инструментом и
материалом
1
1
Беседа
2
Заготовка
бросового и
природного
материала
Диагностика
способностей детей
на начало года.
«Корзина с
фруктами».
1
1
Беседа
1
1
наблюдение
Конструирование
из природного
материала с
элементами лепки
«Божья коровка»
«Букет для Осени».
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
3
4
5
наблюдение
6
«Осенний коврик»
1
7
«Хлеб - всему
голова»
1
8
« Вот какой
каравай»
1
1
наблюдение
9
«Растительный и
животный мир
нашего края».
1
1
наблюдение
10 Работа с бумагой
«Барашек»
(салфетки)
11 Знакомство с
осетинским
орнаментом
1
1
наблюдение
12 «Национальная
рукавичка»
1
13 Что такое оригами?
1
1
наблюдение
1
наблюдение
1
наблюдение
Беседа
1
Опрос
14 Оригами «Вышел
песик погулять»
15 Работа с
природным
материалом
(яичная скорлупа)
«Гриб»
16 Открытка
«Грибок»
17 «Животные
готовятся к зиме».
1
1
наблюдение
наблюдение
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
18 «Животные
готовятся к зиме».
1
1
наблюдение
19 «Медведь».
1
1
наблюдение
20 С бросовым
материалом
«Подставка для
карандашей»
1
1
наблюдение
21 «Починка книг»
1
22 Знакомство детей с
техникой квилинга
23 «Сумочка для
мамы»
24 «Сумочка для
мамы»
1
1
наблюдение
Беседа
1
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
25 Объемная
аппликации «Ваза с
цветами»
26 «Снежинка»
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
27 Аппликация
«Заяц»
28 Работа с
пластилином и
крупой «Елка под
снегом»
29 Коллективная
работа «Гирлянда
на ёлку»
30 «Фонарик на ёлку»
1
1
наблюдение
1
наблюдение
1
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
31 Обрывная
аппликация
«Зимушка-зима»
1
1
наблюдение
32 Квиллинг
«Снеговик»
33 Квилинг
«Снеговик»
34 Выставка работ
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
35 «Елочка
пожеланий».
1
1
наблюдение
36 Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования
«ниткография»
1
37 Нетрадиционное
рисование «Зимний
1
Беседа
1
1
наблюдение
лес».
38 Работа с
пластилином и
крупой «Рисовые
фантазии»
39 Работа с
пластилином и
крупой «Рисовые
фантазии»
40 «Снегирь» (работа
с нитками)
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
41 «Снегирь» (работа
с нитками)
1
1
наблюдение
«Наши птицы
домашние,
весёлые,
бесстрашные.. »
(из природного
материала)
43 Полуобъемная
открытка
«Транспорт»
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
44 Полуобъемная
открытка
«Транспорт»
1
1
наблюдение
45 «Флаг России».
1
1
наблюдение
46 «Подарок для
папы».
1
1
наблюдение
47 «Подарок для
папы».
1
1
наблюдение
48 «Сорока-белобока»
1
1
наблюдение
49 «Цветок для мамы»
1
1
наблюдение
50 «Открытка для
мамы»
1
1
наблюдение
51 «Открытка для
мамы»
1
1
наблюдение
42
52 «Куколка из
носового платка»
1
1
наблюдение
«Матрешка».
1
1
наблюдение
54 Работа с бумагой и
пуговицами
55 Коллекция из
пуговиц
1
1
1
наблюдение
56 Композиция из
ракушек
1
1
наблюдение
57 «Ласточка»
1
1
наблюдение
58 «Березовая роща»
1
1
наблюдение
59 «Космическая
ракета»
1
1
наблюдение
60 «Космонавт»
1
1
наблюдение
61 Кораблик «Алые
паруса».
1
1
наблюдение
62 «Аквариум с
рыбками»
1
1
наблюдение
63 Оригами «Бабочка»
1
1
наблюдение
64 Бабочки из
конфетных оберток
65 «Открытка
ветерану»
66 «Военный
транспорт»
Квиллипг
«Ветка яблони»
(коллективная
работа)
Квиллипг
«Ветка яблони»
(коллективная
работа
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
53
67
«Весенняя
полянка» (из
наблюдение
1
макаронных
изделий)
68 «Цветы»
1
1
наблюдение
69 Сказочная птица из
ладошек
70 «Одуванчики»
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
71 «Сверкающее
солнышко»
1
1
наблюдение
72 Выставка работ
1
1
наблюдение
Всего часов
72
8
64
часа
Летний период с
1-06. по 30.06.
8
Всего часов:
80
8
72
Общее количество
часов:
80
8
72
8
Содержание программы:
Содержание программы представлено различными видами творческой
деятельности:
«Работа с бумагой и картоном».
« Работа с тканью и нитками».
« Работа с природным и бросовым материалом».
«Работа с пластилином и соленым тестом».
По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень
практических и теоретических работ.
В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных
областей:
Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей
эстетического отношения к миру, накопление эстетических
представлений и образов, развитие эстетического вкуса,
художественных способностей, освоение различных видов
художественной деятельности, прослушивание музыкальных
произведений;
Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как
таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой
деятельности;
Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций,
воспитание дружеских взаимоотношений;
Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать,
делать выводы, высказывать свою точку зрения;
Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные
игры).
Методические рекомендации по проведению занятий по
художественному и ручному труду
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ
проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ
конструкции изделия и разработку технологического плана должна
являться базой для самостоятельной практической работы детей.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем
работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее
должны знать, какая часть работы останется на второе занятие.
Трудные операции, требующие значительного умственного
напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны
детьми как необходимые.
Педагогу необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться
вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и
сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть
себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть,
направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка
выполнения практической работы, и должным образом оснащенная
самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в
изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться
втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано количество занятий на изучение каждого раздела.
Педагог может самостоятельно распределять количество часов,
опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность детей и
условия работы в данной группе. Во время занятий дети могут сидеть
за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.
Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно
подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать
росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей
необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны:
рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ.
План работы с родителями, педагогами
Работа с родителями:
Сбор материала для занятий;
Буклеты: «Как воспитать творческую личность»; «Совместная
творческая деятельность родителей и детей»;
Консультация: «Роль художественного и ручного труда в развитии
творческих способностей детей»;
Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
Индивидуальное консультирование родителей;
Конкурс творческих семейных работ: «Осенняя фантазия», «Зимняя
сказка», «Весенняя пора»;
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и лепке;
Создание презентации детских работ на сайт;
Участие в конкурсах различного уровня.
Работа с педагогами:
Консультации: «Что способствует развитию творческой активности у
ребенка»; «Развитие творческих способностей у детей дошкольного
возраста через игровую деятельность»;
Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
Индивидуальное консультирование педагогов;
Оценочные материалы.
Для оценки результативности дополнительной общеразвивающей
программы «Умелые ручки» применяются входящий, текущий,
промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в
начале учебного года.
Цель: – определить исходный уровень знаний детей, определить формы
и методы работы с дошкольниками. Формы оценки – анкетирование,
собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем,
раздела программы.
В практической деятельности результативность оценивается качеством
выполнения практических - творческих работ. Анализируются
отрицательные и положительные стороны работы, корректируются
недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий
педагога (викторины, досуги, тесты по картинкам); взаимоконтроль,
самоконтроль и др. Они стимулируют работу детей дошкольного
возраста.
• Анализ творческих заданий. Такой анализ можно проводить
периодически в конце каждого задания, с целью выявления трудностей
в освоении детьми программы.
• Анализ отзывов родителей, воспитателей, других специалистов.
• Анализ самостоятельных работ детей. Подобная форма очень полезна
для самих дошкольников, так как дает им возможность осуществить
самоанализ деятельности.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы
оценки: конкурс-выставка работ.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы
• Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с
материалом;
• Проведение выставок работ детей дошкольного возраста;
• Участие в муниципальных, региональных выставках, конкурсах,
интернет-конкурсах;
• Тестирование, собеседование.
Входная диагностика по программе дополнительного образования
«Умелые ручки»
Ф.И.
ребенка
Называет
геометр.
фигуры
(круг,
квадрат,
прямоуг.
овал)
Различает
боковые
формы
оригами
Делает
треугол.
квадрат,
горку
Знает
элементарные
правила
техники
безопасности
при работе с
инструментам
и
Проявляет
самостоят.
инициат.
и творчест.
Называет Итог
несколько
видов
природн.
и бросов.
материала
Текущий контроль
Подготовка
рабочего места
Ф.И.
ребенка
Аккуратность при Самостоятельность
выполнении работ
Творческий
подход
Итог
Знание
материалов и
инструментов
Креативность
Трудоемкость,
самостоятельнос
ть
Организация
рабочего места
Ф.И. ребенка
Качество
выполнения
отдельных
элементов
№
Качество готовой
работы
Итоговый контроль
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.
Экопластика (работа с природным материалом)
1
2
3
Бумагопластика ( работа с бумагой)
1
2
Пластилинография (работа с пластилином)
1
2
Тестопластика (работа с соленым тестом)
1
2
Работа с тканью
1
2
Критерии качества выполнения практической работы.
1. Качество выполнения отдельных элементов
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Детали сделаны с большим
Детали выполнены с
Детали выполнены
дефектом, не соответствуют небольшим
аккуратно, имеют ровную
образцу.
замечанием, есть
поверхность,
небольшие отклонения
соответствуют эскизу.
от образца.
2.Качество готовой работы
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
Сборка отдельных
элементов не соответствует
образцу.
(2 балла)
(3 балла)
Работа выполнена с
Работа выполнена
небольшими
аккуратно.
замечаниями, которые
Композиционные
легко исправить.
требования соблюдены.
3. Организация рабочего места
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Испытывает серьезные
Готовит рабочее место
Способен самостоятельно
затруднения при подготовке при помощи педагога
готовить свое рабочее
рабочего места
место
4. Трудоемкость, самостоятельность
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Работа выполнена под
Работа выполнена с
Работа выполнена
контролем педагога, с
небольшой помощью
полностью
постоянными
педагога. Темп работы
самостоятельно. Темп
консультациями. Темп
средний. Иногда
работы быстрый. Работа
работы медленный.
приходится
хорошо спланирована,
Нарушена
переделывать,
четкая
последовательность
возникают сомнения в
последовательность
действий, элементы не
выборе
выполнения.
выполнены до конца.
последовательности
изготовления изделия.
5. Креативность
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Изделие выполнено на
Изделие выполнено на
Изделие выполнено по
основе образца. Технология
основе образца с
собственному замыслу. В
изготовления уже известна,
разработкой своего.
технологии изготовления
ничего нового нет.
Технология
воплощены свои новые
изготовления на
идеи. Есть творческая
основе уже известных
находка.
способов, но внесено
что-то свое.
6.Знание материалов и инструментов
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Называет с помощью
Называет не все
Называет без затруднений
педагога, затрудняется
материалы и
используемые материалы,
ответить, путается в
инструменты,
названия инструментов,
названиях.
нуждается в помощи
техники безопасности при
педагога.
использовании.
Кадровое обеспечение программы.
Реализацию
данной
программы
осуществляет
педагог
дополнительного образования, имеющий высшее образование
(соответствующего
направления)
и
отвечающий
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональном
стандарте педагога дополнительного образования детей и
взрослых.
Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства Российской
Федерации от 31 -марта 2022 года № 678-р;
Изменения, внесённые
в Концепцию развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утверждённые распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27июля 2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года).
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»
(утв.
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ
действует до 1 сентября 2027 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022
№4
«О
внесении
изменений
в
санитарноэпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой
коронавирусной
инфекции
(covid-19)»,
утверждённые
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022Действует с 06.02.2022 г.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года,
«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 года.
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения - детский сад № 20 с.Кизляр.
Литература
1. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами»,
Педагогическое общество России, М: 2002г.;
2. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М:
«Просвещение», 1991 г.;
3. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. СПб.: Детство-пресс, 2008г;
4. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” – М: ТЦ «Сфера»,
2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
5. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М:
«Просвещение»,2002 г.;
6. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских
дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д:
Феникс, 2002.;
7. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М:
«Просвещение»;
8. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие
для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998., ил. –
(Серия:«Вместе учимся мастерить»).
9. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры»
Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия
развития», 1997., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).
10. « Детский дизайн . Поделки из бросового материала». Давыдова
Г.Н.2003г г.