Адаптированная образовательная программа по физическому развитию для ребенка с НОДА

1

СОДЕРЖАНИЕ:
№№
пп
1.1.
1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

2.1.
2.1.1.

2.1.2.
2.1.3.
2.1.4.

2.1.5.
2.2.

2.3.
2.4.

Содержание разделов адаптированной
Страница
образовательной программы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели
и
задачи
реализации
адаптированной
образовательной программы дошкольного образования
для детей с ОВЗ, имеющих НОДА
Принципы и подходы к формированию адаптированной
образовательной программы дошкольного образования
для детей с ОВЗ, имеющих НОДА
1-13
Характеристики, значимые для разработки и реализации
адаптированной
образовательной
программы
дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих
НОДА, в том числе особенности развития детей с НОДА
Планируемые результаты освоения адаптированной
образовательной программы дошкольного образования
для детей с ОВЗ, имеющих НОДА
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержания образования в соответствии с направления
развития воспитанников
Социально – коммуникативное развитие: специфика
реализации основного содержания программы для детей с
НОДА
Познавательное
развитие:
специфика
реализации
основного содержания программы для детей с НОДА
Речевое развитие: специфика реализации основного
содержания программы для детей с НОДА
Художественно – эстетическое развитие: специфика
реализации основного содержания программы для детей с
НОДА
Физическое развитие: специфика реализации основного
содержания программы для детей с НОДА
Перспективный план работы по физическому воспитанию
и оздоровлению детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата.

13-33

Механизм реализации коррекционной работы с детьми,
имеющих НОДА
Методическое обеспечение работы по профессиональной
коррекции нарушений ОДА
2

2.5.
2.6.

2.7.

2.8.

3.1.
3.2.
4.

Механизм реализации воспитательной работы с детьми,
имеющими НОДА. Психологическая безопасность.
Методическое обеспечение воспитательного компонента
адаптированной
образовательной
программы
дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих
НОДА
Общие методологические приемы к организации
физкультурно – оздоровительной и коррекционной
работы с детьми, имеющих НОДА.
Консультативно – информационная работа с родителями
(законными представителями) детей с НОДА
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности организации РППС.
34-38
Формы двигательной активности
Литература

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
3

____________________________________________________________
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее по
текстуПрограмма, НОДА) Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения_ детский сад 320 с.Кизляр Республики
Северная Осетия - Алания разработана в соответствии с Федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее -Стандарт).
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает
три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и
планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи,
принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты
ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной
деятельности по пяти образовательным областям: социально
коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы,
способы, методы и средства реализации программы, которые отражают
аспекты образовательной среды: предметно- пространственная развивающая
образовательная среда; характер взаимодействия со педагогическим
работником; характер взаимодействия с другими детьми; система
отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в
различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим
работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а
также такими видами активности ребенка, как: восприятие художественной
литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная
(рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание
4

смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционноразвивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение
обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью, адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ
в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и
компенсирующей направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного
потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего и
дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает
возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного
образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях
дошкольных образовательных групп общеразвивающей и комбинированной
направленности.
Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические
условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической
группы, особенности организации развивающей предметно
пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной
работы с перечнем основных государственных и народных праздников,
памятных дат в календарном плане воспитательной работы Организации.
Объем обязательной части образовательной программы составляет не менее
60% от ее общего объема. Объем части программы, формируемой
участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее
общего объема.
В соответствии с Программой описание традиционных событий,
праздников и мероприятий с учетом региональных и других
социокультурных особенностей включены в часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Программа также описание методики по оцениванию достижения целей в
форме педагогической и психологической диагностики развития
обучающихся, а также качества реализации образовательной программы
образовательной организации.
Система оценивания качества реализации программы направлена в первую
очередь на оценивание созданных условий внутри образовательного
процесса.
1.2.ЦЕЛЬ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
5

Создание системы комплексной помощи детям с нарушениями опорно –
двигательного аппарата, осваивающими адаптированную образовательную
программу, коррекция имеющегося патологического и предпатологического
состояния, повышение защитных
сил организма и его адаптивных
возможностей, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду
нормально развивающихся сверстников.
ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С
ОВЗ, ИМЕЮЩИХ НОДА.
Общие задачи:
 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия;
 обеспечение равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места
жительства,
пола,
нации,
языка,
социального
статуса,
психофизиологических и других особенностей;
 обеспечение преемственности целей, задач и содержания
образования, реализуемых в рамках образовательных программ
различных уровней (далее - преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего
образования);
 создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка
как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром;
 объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
 формирование общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
 обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования Программ различной направленности с учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
детей с ОВЗ;
6

 формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей с ОВЗ;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей.
Специфические (узконаправленные) задачи:
 обеспечение оптимального двигательного режима и физического
развития ребенка, имеющего НОДА;
 коррекция неправильных установок опорно – двигательного аппарата
(отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника);
 нормализация мышечного тонуса (его увеличение в случае гипотонии,
снижения в случае гипертонии, стабилизация в случае дистонии);
 преодоление слабости (гипертрофии) отдельных мышечных групп;
 улучшение подвижности в суставах;
 сенсорное обогащение,
улучшение мышечно-суставного чувства
(кинестезии и тактильных (кожных) ощущений);
 формирование компенсаторных гипертрофий отдельных мышечных
групп;
 формирование вестибулярных реакций;
 формирование потребности детей в здоровом образе жизни,
правильное отношение к здоровью, как важнейшей ценности, понятий
о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма
и правилах заботы о нем, знаний правил безопасного поведения и
разумных действий в непредвиденных ситуациях, способах оказания
элементарной помощи и самопомощи.
Адаптированная образовательная программа
дошкольного
образования для детей с ОВЗ, имеющие нарушения опорно – двигательного
аппарата, а также организация на ее основе воспитательно –
образовательного процесса базируется на основных принципах дошкольного
образования, лежащих в основе федерального государственного
образовательного стандарта и принципах, лежащих в
основе
профессиональной коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата,
а именно:

1.3.ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

7

 Полноценное
проживание
ребенком
всех
этапов
детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования;
 Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
 Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 Сотрудничество с семьей;
 Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
 Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
 Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
 Учет этнокультурных ситуаций развития детей.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОРРЕЦИИ НАРУШЕНИЙ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в
развитие и образование обучающихся с нарушениями зрения: Организация
устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но
и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать
удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с
НОДА, оказанию психолого- педагогической и (или) медицинской
поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи, профильные медицинские центры,
неврологические и ортопедические клиники).
2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования
обучающихся с НОДА: предполагает такое построение образовательной
деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации
образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития
каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и
скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и
психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды
деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что
8

способствует развитию, расширению как явных, так и потенциальных
возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в
соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее
социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое развитие обучающихся посредством различных
видов детской активности. Деление Программы на образовательные области
не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком
отдельно, в форме изолированных занятий по модели учебных предметов в
школе. Между отдельными разделами Программы существуют
многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с НОДА
тесно связано с двигательным, речевым и социально- коммуникативным,
художественно-эстетическое - с познавательным и речевым.
Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано
с другими областями. Такая организация образовательного процесса
соответствует особенностям развития обучающихся с НОДА раннего и
дошкольного возраста.
5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации
и достижения целей Программы: стандарт и Программа задают
инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна
разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за
Организацией остается право выбора способов их достижения, выбора
образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп
обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей
(законных представителей).
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики,
в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного
возраста
Основные участники реализации Программы:
педагоги, воспитанники, родители (законные представители).
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса
образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители (законные
представители) воспитанников, как гаранты реализации прав ребенка на
уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
Особенности разработки Программы:
- условия, созданные в ДОО для реализации целей и задач Программы;
- социальный заказ родителей (законных представителей);
- детский контингент;
- кадровый состав педагогических работников;
- культурно-образовательные особенности МБДОУ –детский сад №20
с.Кизляр;
- климатические особенности;
- взаимодействие с социумом.
9

Часть, формируемая участниками
Специфика национальных, социокультурных и иных условий,
в которых осуществляется образовательная деятельность
- Национально-культурные особенности
Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания имеет ярко
выраженные территориальные, культурно-исторические, национальные
особенности, что учитывается педагогами в образовательной деятельности.
Такой подход является одним из направлений в формировании у детей
знаний о природе и истории РСО-Алания, Моздокского района, так как
оказывает влияние на формирование личности, способствует развитию
уважения и любви к родному краю, воспитанию национальной и
этнокультурной толерантности.
- Климатические особенности
В Моздокском районе, расположенном к северу от Терского хребта, климат
наиболее континентальный и имеет свои особенности: Зима в Моздокской
равнине мягкая, высота снегового покрова незначительная и неустойчивая,
лето жаркое и продолжительное. Характерен засушливый климат с
неустойчивым увлажнением, с летним кратковременными ливнями. Исходя
из этого, в образовательную деятельность включены мероприятия,
направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости.
В зимний период, когда дети не выходят на прогулку, в связи с
ограничениями по температурному режиму, в детском саду создаются
оптимальные условия для самостоятельной двигательной, игровой,
продуктивной и музыкально-художественной деятельности детей,
проводятся музыкальные и физкультурные досуги. В теплое время –
жизнедеятельность детей, преимущественно, организовывается на открытом
воздухе. В летний жаркий период дети выходят на улицу сразу после
завтрака и заходят с наступлением жары. Во вторую половину летнего
периода выходят на прогулку ближе к вечеру с наступлением прохлады.
- Социально-демографические особенности
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные
особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательной
организации, которая функционирует в режиме 5-ти дневной рабочей недели,
с 10,5 часовым пребыванием детей с 7.30 до 18.00.
В МБДОУ –детский сад №20 с.Кизляр; принимаются дети с 2 лет до
прекращения образовательных отношений. Комплектование групп
воспитанниками осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, в порядке, определенном учредителем, на основании
нормативно-правовых актов МБДОУ –детский сад №20 с.Кизляр.
В детском саду могут функционировать группы общеразвивающей и
комбинированной направленности. Все группы формируются как по
одновозрастному принципу.
Программа охватывает один возрастной период физического и психического
развития детей: старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет).
10

В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные
с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые
условия получения им образования индивидуальные потребности отдельных
категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее
реализации.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИМЕЮЩИХ
НОДА
Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих НОДА
являются предпосылкой для формирования у воспитанников целевых
ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой
социально – нормативные возрастные характеристики возможных
достижений.
К этапу завершения дошкольного образования:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной деятельности;
 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет
разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
11

 у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения
и управлять ими;
 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены;
 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы
и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской
литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных видах деятельности.
К числу планируемых результатов освоения адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ,
имеющих НОДА также относятся:
 стабильный индекс здоровья;
 овладение гигиеническими требованиями к занятиям лечебной
физкультурой;
 прирост показателей развития основных физических качеств;
 коррекция неправильных установок опорно – двигательного аппарата
(отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника);
 нормализация мышечного тонуса (его увеличение в случае гипотонии,
снижение в случае гипертонии, стабилизация в случае дистонии);
 преодоление слабости (гипертрофии) отдельных мышечных групп;
 улучшение подвижности в суставах;
 сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства
(кинестезии и тактильных ощущений);
 формирование компенсаторных гипертрофий отдельных мышечных
групп;
 формирование вестибулярных реакций.
Результаты освоения адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих НОДА определяются в
ходе педагогической диагностики, а также врачебным контролем.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
12

Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику
развития каждого ребенка с целью определения дальнейших перспектив его
развития.
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом принципа
объективности и аутентичной оценки, которые предполагают избегание в
оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений,
предвзятого отношения к ребенку. Информация фиксируется посредством
прямого наблюдения за поведением в естественной для ребенка среде.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .

2.1. Описание образовательной деятельности обучающихся с НОДА в
соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в
пяти образовательных областях.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы приводится с учетом психофизических, возрастных и
индивидуальных особенностей дошкольников с НОДА, специфики их
образовательных потребностей и интересов.
Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм,
способов, методов и средств, представленных в образовательных
программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям
Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных
социокультурных, географических, климатических условий реализации
Программы, возраста обучающихся с НОДА, состава групп, особенностей и
интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей).
Примером вариативных форм, способов, методов организации
образовательной деятельности могут служить такие формы как:
образовательные ситуации, предлагаемые для группы обучающихся, исходя
из особенностей их речевого развития (занятия), различные виды игр и
игровых ситуаций, в том числе сюжетно-ролевая игра, театрализованная
игра, дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные игры, играэкспериментирование и другие виды игр; взаимодействие и общение
обучающихся и педагогических работников и (или) обучающихся между
собой; проекты различной направленности, прежде всего
исследовательские; праздники, социальные акции, а также использование
образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и
каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание
организованных педагогическим работником и самостоятельно
13

инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы должны
осуществляться с учетом базовых принципов Стандарта.
При подборе форм, методов, способов реализации Программы для
достижения планируемых результатов и развития в пяти образовательных
областях необходимо учитывать общие характеристики возрастного развития
обучающихся и задачи развития для каждого возрастного периода, а также
особенности речевого развития обучающихся с нарушением опорнодвигательного аппарата.
2.1.1. Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях
информационной социализации основными задачами образовательной
деятельности являются:
- развитие положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
- развитие коммуникативной и социальной компетентности, в том числе
информационно-социальной компетентности;
- развитие игровой деятельности;
- развитие компетентности в виртуальном поиске.
1. В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим
людям: педагогические работники способствуют развитию у ребенка
положительного самоощущения, чувства собственного достоинства,
осознанию своих прав и свобод. У обучающихся формируются
представления о педагогических работников и детях, об
особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных
состояниях, о делах и поступках людей, о семье и родственных отношениях.
Особое внимание обращается на развитие положительного отношения
ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к
другим детям и педагогическим работником, вне зависимости от их
социального происхождения, внешнего вида, расовой и национальной
принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и
поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного
достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.
2. В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности.
Педагогические работники расширяют представления обучающихся с НОДА
о микросоциальном окружении, опираясь на имеющийся у них первый
положительный социальный опыт в общении и социальных контактах,
приобретенный в семье, в повседневной жизни.
Педагогические работники предоставляют детям с НОДА возможность
выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать
способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта, в том числе
средств речевой коммуникации. Эти возможности свободного
самовыражения играют ключевую роль в развитии речи и коммуникативных
способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно
14

выражать свои мысли, развивают готовность принятия на себя
ответственности в соответствии с уровнем развития.
Педагогические работники во всех формах взаимодействия с детьми
формируют у них представления о себе и окружающем мире, активизируя
речевую деятельность обучающихся с НОДА, накопление ими словарного
запаса, связанного с их эмоциональным, бытовым, предметным, игровым
опытом.
Педагогические работники способствуют развитию у обучающихся
социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не
вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая
им только в случае необходимости. В различных социальных ситуациях
обучающиеся учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать
новые контакты.
3. В сфере развития игровой деятельности.
Педагогические работники создают условия для свободной игры
обучающихся, организуют и поощряют участие обучающихся с НОДА в
дидактических и творческих играх и других игровых формах; поддерживают
творческую импровизацию в игре. У обучающихся развивают стремление
играть вместе с педагогическим работником и другими детьми на основе
личных симпатий.
Обучающихся знакомят с адекватным использованием игрушек, в
соответствии с их функциональным назначением, воспитывая у них умение,
соблюдать в игре элементарные правила поведения и взаимодействия на
основе игрового сюжета.
Педагогические работники обучают обучающихся с НОДА использовать
речевые и неречевые средства общения в процессе игрового взаимодействия.
Активно поощряется желание обучающихся самостоятельно играть в
знакомые игры.
Педагогические работники стимулируют желание обучающихся отражать в
играх свой жизненный опыт, включаться в различные игры и игровые
ситуации по просьбе педагогического работника, других обучающихся или
самостоятельно, расширяя их возможности использовать приобретенные
игровые умения в новой игре. Используют дидактические игры и игровые
приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных
моментов.
Игра как основная часть образовательной области "Социальнокоммуникативное развитие" включается в совместную образовательную
деятельность педагогических работников и обучающихся в процессе
овладения всеми образовательными областями, в групповые и
индивидуальные коррекционно- развивающие занятия. В игре возникают
партнерские отношения, поэтому социальная сфера "ребенок среди
сверстников" становится предметом особого внимания педагогических
работников. Взаимодействие педагогического работника с детьми с
15

НОДА строится с учетом интересов каждого ребенка и детского сообщества
в целом.
2.1.2. Познавательное развитие
В области познавательного развития ребенка основными задачами
образовательной деятельности являются создание условий для:
- развития любознательности, познавательной активности, познавательных
способностей обучающихся;
- развития представлений в разных сферах знаний об окружающей
действительности, в том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках
интернета.
1. В сфере развития любознательности, познавательной активности,
познавательных способностей педагогические работники создают
насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую
познавательный интерес обучающихся, исследовательскую активность,
элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами,
материалами.
Возможность свободных практических действий с разнообразными
материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет
большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития
ребенка с НОДА, способствует построению целостной картины мира,
оказывает стойкий долговременный эффект. У него формируется понимание,
что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать.
Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива
дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои
знания.
Помимо поддержки исследовательской активности, педагогические
работники организует познавательные игры, поощряет интерес обучающихся
с нарушением речи к различным развивающим играм и занятиям, например,
лото, шашкам, шахматам, конструированию, что особенно важно для
обучающихся с НОДА, так как развитие моторики рук отвечает
потребностям обучающихся с двигательными ограничениями.
2. В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей
действительности педагогические работники создают возможности для
развития у обучающихся общих представлений об окружающем мире, о себе,
других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной
области, математике, экологии. Педагогические работники читают книги,
проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций
познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах.
Побуждают обучающихся задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы
относительно наблюдаемых явлений, событий.
У обучающихся развивается способность ориентироваться в пространстве;
сравнивать, обобщать предметы; понимать последовательности, количества и
величины; выявлять различные соотношения; применять основные понятия,
16

структурирующие время; правильно называть дни недели, месяцы, времена
года, части суток. Обучающиеся получают первичные представления о
геометрических формах и признаках предметов и объектов, о геометрических
телах, о количественных представлениях.
2.1.3. Речевое развитие
В области речевого развития ребенка с НОДА основными задачами
образовательной деятельности является создание условий для:
- формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования
разных сторон речи ребенка;
- приобщения обучающихся к культуре чтения художественной литературы.
1. В сфере совершенствования разных сторон речи ребенка: речевое развитие
ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми,
умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее
собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с
социально-коммуникативным развитием. Полноценное речевое развитие
помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями.
Оно способствует взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций,
регулированию речевых действий. Речь как важнейшее средство общения
позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах,
спектаклях, занятиях, проявляя при этом свою индивидуальность.
Педагогические работники должны стимулировать общение,
сопровождающее различные виды деятельности обучающихся, например,
поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов.
Овладение речью (диалогической и монологической) не является
изолированным процессом, оно происходит естественным образом в
процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или с
педагогическим работником) содержания, которое их интересует, действий, в
которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого развития
является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во
всех образовательных областях.
Педагогические работники создают возможности для формирования и
развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической
сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и
словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок,
чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют
словотворчество.
2. В сфере приобщения обучающихся к культуре чтения литературных
произведений.
Педагогические работники читают детям книги, стихи, вспоминают
содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя
пониманию, в том числе на слух. Детям, которые хотят читать сами,
предоставляется такая возможность.
У обучающихся активно развивается способность к использованию речи в
17

повседневном общении, а также стимулируется использование речи в
области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического,
социально- коммуникативного и других видов развития. Педагогические
работники могут стимулировать использование речи для познавательноисследовательского развития обучающихся, например, отвечая на вопросы
"Почему?..", "Когда?..", обращая внимание обучающихся на
последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинноследственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя
их. Например, ребенок говорит: "Посмотрите на это дерево", а
педагогический работник отвечает: "Это береза. Посмотри, у нее набухли
почки и уже скоро появятся первые листочки".
Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметнопространственной среде открытого доступа обучающихся к различным
литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения
детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных
материалов, например, плакатов и картин, рассказов в картинках,
аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других
материалов.
Программа оставляет Организации право выбора способа речевого развития
обучающихся, в том числе с учетом особенностей реализуемых
адаптированных основных образовательных программ и других
особенностей реализуемой образовательной деятельности.
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития ребенка основными
задачами образовательной деятельности являются создание условий:
В сфере развития интереса к эстетической стороне действительности,
ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
развития способности к восприятию музыки, художественной литературы,
фольклора; приобщения к разным видам художественно-эстетической
деятельности, развития потребности в творческом самовыражении,
инициативности и самостоятельности в воплощении художественного
замысла.
Программа относит к образовательной области художественно-эстетического
развития приобщение обучающихся к эстетическому познанию и
переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также
творческую деятельность обучающихся в изобразительном, пластическом,
музыкальном, литературном видах художественно-творческой деятельности.
Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие
действительности разными органами чувств. Педагогические работники
способствуют накоплению у обучающихся сенсорного опыта, обогащению
чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на
красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам
художественной литературы и фольклора.
18

Педагогические работники знакомят обучающихся с классическими
произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства,
произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в
художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи,
демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к
другим источникам художественно-эстетической информации.
В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической
деятельности, развития потребности в творческом самовыражении,
инициативности и самостоятельности в воплощении художественного
замысла.
Педагогические работники создают возможности для творческого
самовыражения обучающихся: поддерживают инициативу, стремление к
импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных
замыслов; вовлекают обучающихся в разные виды художественноэстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры,
помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации
замыслов.
В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном
конструировании педагогические работники предлагают детям
экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию;
осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные
материалы и средства.
В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных
инструментах) - создавать художественные образы с помощью пластических
средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации
передавать характер, переживания, настроения персонажей.
2.1.5. Физическое развитие
В области физического развития ребенка основными задачами
образовательной деятельности являются создание условий для:
- становления у обучающихся ценностей здорового образа жизни;
- развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
- приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной
активности;
- коррекции недостатков общей и тонкой моторики;
- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладения подвижными играми с правилами.
1. В сфере становления у обучающихся ценностей здорового образа жизни.
Педагогические работники способствуют развитию у обучающихся
ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о
том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям
осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм
и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания.
19

Педагогические работники способствуют формированию полезных навыков
и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе
формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного
участия обучающихся в оздоровительных мероприятиях.
2. В сфере совершенствования двигательной активности обучающихся,
развития представлений о своем теле и своих физических возможностях,
формировании начальных представлений о спорте.
Педагогические работники уделяют специальное внимание развитию у
ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений
ребенка.
Для удовлетворения естественной потребности обучающихся в движении
педагогические работники организуют пространственную среду с
соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней
территории подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия,
которые способствуют получению детьми положительных эмоций от
двигательной активности.
Педагогические работники поддерживают интерес обучающихся к
подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге,
прыжках, лазании, метании; побуждают обучающихся выполнять физические
упражнения, направленные на коррекцию недостатков двигательной сферы,
крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего
ущерба организму выполнения основных движений.
Педагогические работники проводят физкультурные занятия, организуют
спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники;
развивают у обучающихся интерес к различным видам спорта,
предоставляют детям заниматься разными видами двигательной активности с
учетом возможностей обучающихся и рекомендации врача.

Специфика реализации основного содержания программы с учетом
психофизиологических особенностей детей с НОДА:
 формирование возрастных локомоторных – статических функций;
 формирование функций рук: опорной, указывающей, отталкивающей,
хватательной, составляющей двигательную основу манипулятивной
деятельности;
 проведение упражнений на устранение позотонических реакций и др.;
 обучение детей выделению элементарных движений в плечевом,
локтевом, лучезарном суставах и по возможности более правильному
свободному их выполнению;
 развитие координации одновременно выполняемых движений в
разных суставах.

20

В работе по физическому развитию в обязательном порядке
учитываются рекомендации врача – ортопеда, индивидуальные показатели и
противопоказания по организации двигательной деятельности.
В занятия по физической культуре инструктор включает:
 циклические упражнения (ходьба, бег, ползание, лазанье, ходьба на
лыжах, оздоровительная ходьба);
 прыжки с учетом показаний и противопоказаний врача – ортопеда;
 упражнения у стены без плинтуса. Упражнения на равновесие
(статическое и динамическое), упражнения на координацию
(зрительно-моторную, слухомоторную);
 дыхательные упражнения (статические и динамические);
 коррегирующие упражнения для головы и шеи, плечевого пояса и рук,
упражнения по развитию тонкой моторики, для туловища, ног и пр.;
 специальные подвижные игры коррекционного содержания,
подвижные игры на ортопедических мячах;
 упражнения на расслабление разных групп мышц из разных исходных
положений.
В течение учебного года с ребенком осуществляются лечебно –
профилактические мероприятия.

Перечень
мероприятий по оздоровлению и профилактике нарушений
опорно – двигательного аппарата
Мероприятия
Периодичность Ответственные
Система эффективных закаливающий процедур
Воздушное закаливание
Ежедневно
Воспитатели
Водное закаливание
Ежедневно
Воспитатели
Хождение по «дорожкам здоровья»
Ежедневно
Воспитатели
(закаливание,
элементы
рефлексотерапии,
профилактика
плоскостопия)
Босохождение, занятия физкультурой
Ежедневно
Воспитатели
босиком
Инструктор по
физкультуре
Полоскание рта
Ежедневно
Воспитатели
Максимальное пребывание на свежем
Ежедневно
Воспитатели
воздухе
Активизация двигательного режима воспитанников
Обеспечение двигательного режима
Постоянно
Воспитатели
Создание необходимой РППС
Постоянно
Воспитатели
21

Проведение подвижных игр, пеших
переходов во время прогулок
Проведение утренней гимнастики (в
теплое время года – на улице),
физминуток, подвижных игр в
свободной
деятельности,
динамических пауз, оздоровительного
бега
Организация трудовой деятельности
детей как средства физического
развития
Использование
всех
помещений
дошкольного
учреждения
для
двигательной активности детей
Индивидуальная работа

Постоянно

Воспитатели

Постоянно

Инструктор по
физической
культуре
воспитатели

Ежедневно

Воспитатели

Ежедневно

Воспитатели

Постоянно

Инструктор по
физической
культуре
Воспитатели
Инструктор по
физической
культуре
Инструктор по
физической
культуре
Воспитатели

Организация физкультурных досугов и
развлечений

1 раз в месяц

Дни здоровья

1 раз в месяц

Использование оздоровительных технологий
и
артикуляционная
Ежедневно
Воспитатели

Пальчиковая
гимнастика
Дыхательная гимнастика
Подвижные игры по Страковской

Ежедневно
Ежедневно

Воспитатели
Воспитатели

22

2.2.Перспективный план по физическому воспитанию и оздоровлению детей с нарушениями опорно –
двигательного аппарата для детей 4-5 лет
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
1. Комплекс упражнений «Деревья».
1. Комплекс «Дельфин».
1. Комплекс - занятие №«Бобры» с
2. Ходьба
приставным шагом 2. Лазание по гимнастической стенке гимнастической палкой.
(правым, левым боком) с мешком на п/п способом.
2. Специальное упражнение на
голове.
3. Ходьба по наклонной доске на укрепление мышц спины, на животе
3. Захват мелких предметов пальцами носках.
«Месяц».
стоп.
4. Перекаты мяча друг другу стопами, 3. Лазание и висы на гимнастической
4. Висы на гимнастической стенке 3 броски (и.п. - сидя согнув ноги).
стенке (ноги врозь, ноги вместе лицом
раза в день по 3-5 сек.
5. Специальное упражнение «Паучок». и спиной к стенке)
5.
Рекомендация
родителям:
4.Рекомендация
родителям:
упражнение «Бабочка»
«Гусеница». Ползание на спине.
Декабрь
Январь
Февраль
1.
Комплекс
корригирующих 1. Комплекс упражнений «Воздушные 1.
Комплекс
коррекционных
упражнений
«Пингвины»
(с гимнасты» (на скамейке).
упражнений «С мячом».
султанчиками).
2. Упражнение на наклонной стене
2.
Прыжки
на
гимнастической
3.Ходьба по наклонной доске.
«Велосипед».
скамейке (и.п. ноги врозь на полу,
2. Висы на гимнастической стенке 3.Приседания на одной ноге, и.п. - руки в упор на край скамейки).
(согнув ноги, к груди).
стоя.
3. Специальное упражнение «Рыбка» 3.
Рекомендация
родителям: 4. Висы на гимнастической стенке
лёжа на спине, руки под шеей.
специальное упражнение «Стрекоза». «Кольцо».
4. Висы на гимнастической стенке до
5.Рекомендация
родителям: 3-7 сек.
упражнение «Муравей».
Март
Апрель
Май
1.Комплекс
корригирующих 1. Комплекс упражнений с гантелями. 1.Диагностика
упражнений
с
манжетами
– 2. Специальное упражнение «Горка» 2. Степ (базовые шаги).
мешочками (вес 200 г).
лёжа на спине.
3.Игры со степом.
23

2. Висы на гимнастической стенке с
работой ног («Велосипед»).
Специальное упражнение «Носорог».
3.Дыхательное упражнение «Кит».

3. Висы разные.
4. Дыхательное упражнение «Ушки».

24

2.3. Механизм реализации коррекционной работы.
Особенности организации коррекционных занятий и осуществления
квалифицированной коррекции нарушений опорно-двигательного
аппарата
Коррекционные занятия проводятся с ребенком 2 раза в неделю в зале
продолжительностью 15-20 минут.
В процессе коррекционной работы используются такие методы как
словесный, практический метод и метод наглядного восприятия.






Структура занятий лечебной физкультурой
Вводная часть: проверка осанки и равновесия, различные виды ходьбы,
бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
Основная часть: ОРУ – блок физических упражнений направлен на
развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного
тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы.
ОВД – упражнения на равновесия, прыжки, метание, лазание, ползание,
игры разной подвижности.
Заключительная часть – коррекционные упражнения, релаксация.

В ходе двигательной коррекции и реабилитации воспитанника с
нарушениями опорно-двигательного аппарата особое внимание уделяется
дозированию физической нагрузки, которая адекватна состоянию ребенка и его
психическому развитию.
Критерии дозировки при организации профессиональной коррекции нарушений
опорно-двигательного аппарата






Подбор физических упражнений;
Исходное положение при выполнении упражнений;
Количество упражнений;
Плановость нагрузки в течение занятия;
Продолжительность занятия.

Коррекционный компонент АОП для детей с ОВЗ, имеющих
нарушениями ОДА также предполагает выполнение следующих мероприятий:

25

Содержание работы
Щадящий режим нагрузок

Периодичность
Ежедневно

Сокращение времени проведения
занятий или интегрированный
характер их проведения
Увеличение количества
физкультминуток на занятии (через
каждые 5 - 7 минут)
Проведение оздоровительных
подвижных игр между занятиями
(динамические паузы), на прогулке
и в свободной деятельности во
второй половине дня
Кратковременные висы (1-10
секунд) на перекладине
Многократный кратковременный
отдых для позвоночника (исходное
положение - лежа на спине, животе)
Индивидуальная работа

По мере
необходимости

Самостоятельные занятия
(ортопедические минутки)

Ответственный
Инструктор по
ФК
Воспитатели

Ежедневно

Воспитатели

Ежедневно

Воспитатели

2-3 раза в день

Инструктор по
ФК
Воспитатели

В течение дня по
мере необходимости
Ежедневно
Ежедневно

Воспитатели
Инструктор по
ФК
Воспитатели

2.4.Методическое обеспечение работы по профессиональной коррекции
НОДА
 Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно –
развивающего обучения, М., ТЦ Сфера, 2003
 Дубровский В.И. Лечебная физическая культура, М., Владос, 2004
 Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Лечебная физкультура и массаж. Методика
оздоровления детей младшего дошкольного возраста. Практическое
пособие, М.. 2002
 Кириллов А.И. Сколиоз: эффективное лечение и профилактика, М., АСТ,
СПб Сова, Владимир, 2008
 Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при
нарушениях опорно – двигательного аппарата): пособие для
инструкторов по физической культуре, воспитателей и родителей, М.,
Просвещение, 2005
 Красикова И.С. Осанка: воспитание правильной осанки. Лечение
нарушений осанки, 3-е изд, СПб Корона-Век, 2007
 Потапчук А.А., Матвеева С.В. Лечебная физкультура в детском саду,
СПб:Речь, 2007
26

 Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления от 1 года дог 14
лет, М., Новая школа, 1994
 Халемский Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и
нарушением
осанки.
Минобрнауки,
Управление
социального
образования, М., ЭНАС, 2001
 Халемский Г.А. Коррекция нарушений осанки у
дошкольников:
методические рекомендации, С-П, Детство – пресс, 2001

2.5.Механизм реализации воспитательной работы с детьми, имеющими
НОДА.
С целью формирования у ребенка с нарушениями ОДА осознанного
отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу
жизни, накопления знаний о здоровье АОП ДО для детей с ОВЗ, имеющих
НОДА предполагает проведение работы по валеологическому образованию
дошкольников.
Тематический план валеологического образования (4-5 лет)
Тема
Содержание деятельности
Кол-во
часов
- Для чего нужна вода?
1
«Дружи с водой»
- Советы доктора Воды. Наши друзья:
1
Вода и Мыло
- Глаза – главные помощники человека.
1
«Забота о глазах»
- Гимнастика для глаз. Болезни глаза. Как
1
их предупредить
«Наши уши»
- Чтобы уши слышали.
1
- Слух – большая ценность для человека.
1
- Что такое зубы и почему они есть?
1
«Наши зубы»
- Почему болят зубы. Чтобы зубы были
1
здоровыми.
«Наши руки и ноги» - Рабочие инструменты человека.
1
- Формы рук и ног.
1
«Наша кожа»
- Зачем человеку кожа.
1
- Если кожа повреждена. Забота о коже.
1
« Наши мышцы,
- Скелет – наша опора.
1
кости и суставы»
- Осанка – стройная спина.
1
«Как следует
- Питание – необходимое условие для
1
питаться»
жизни человека.
- Здоровая пища для всей семьи
1
«Как сделать сон
- Сон – лучшее лекарство»
1
27

полезным»
«Вредные
привычки»
«Случайные
повреждения и
несчастные случаи»
«Если хочешь быть
здоров»

- Если нарушается сон.
- Что такое вредные привычки»
- Курение – опасно для жизни.
- Алкоголь – наша беда.
- Наркомания – смерть нации
- Кровотечения.
- Мелкие раны и ожоги

1
1
1
1
1
1
1

- Как закаляться. Обтирание и обливание.
- Солнце, воздух и вода – наши лучшие
друзья

1
1

Для обеспечения психологической безопасности воспитанника АОП ДО
для детей с ОВЗ, имеющих НОДА предполагает реализацию комплекса
психогигиенических мероприятий.
Комплекс психогигиенических мероприятий с ребенком, имеющим
НОДА в течение учебного года
Наименование мероприятий
Элементы релаксации

Периодичность Ответственность
Ежедневно
Воспитатели,
инструктор по
ФК
Психогимнастика
1 раз в неделю
инструктор по
ФК
Элементы музыкотерапии
1 раз в неделю
Муз.рук-ль
Элементы сказкотерапии
1 раз в неделю
Воспитатели
Контрольное
отслеживание
Ежедневно
Воспитатели
эмоционального
состояния
воспитанников
Проведение мероприятий по
По плану ДО
Зам. зав. по ВР
психологической разгрузки
Воспитатели
Муз.рук-ль
Инст.по ФК
Обеспечение благоприятного
Ежедневно
Зам. зав. по УВР
психологического климата в дошкольном
Воспитатели
учреждении

28









2.6.Методическое обеспечение воспитательного компонента АОП для
детей с НОДА
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления
дошкольников, М., 2007
Галанова А.С. Игры которые лечат, М., 2001
Баранова
М.
Л.,
Копытина
М.Г.
Практический
опыт
здоровьесберегающий деятельности в ДОУ, М., 2008
Богина ЛТ.Л. Охрана здоровья детей в дошкольном учреждении, М.,
Мозаика, 2005
Бочкарева О.И. Система работы по формированию ЗОЖ, Волгоград, 2008
Орла В.И. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных
учреждениях, СПб, Детство – пресс, 2006
Шевцова А.Г. Формирование здоровья детей в ДОУ, М.. Владос – пресс,
2006

29

2.7.ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ К ОРГАНИЗАЦИИ
ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НОДА
Цель оздоровительно – коррекционной работы - создание условий для
нормального сенсомоторного физического и социально – эмоционального
развития ребенка, при ее организации используется большой спектр средств и
методов, позволяющих строит занятие с учетом уровня развития детей, их
физического и психологического состояния в тот день, когда оно проводится.
Средства и методы, применяемые в процессе оздоровительно –
коррекционных занятий, позволяют прогнозировать результаты работы и
предполагаемые трудности в развитии у ребенка необходимых физических
качеств и двигательных навыков, а также в будущей учебной деятельности. К
таким методам в работе с детьми НОДА относятся:
 Своевременное тестирование физического и психомоторного развития
детей и постоянная педагогическая диагностика методом наблюдения
для получения информации о состоянии на данный момент.
 Комплексы упражнений на развитие симметричной мышечной силы. Эти
упражнения выполняются как без использования предметов, так и с
применением различных приспособлений (гантелей, резиновых жгутов,
гимнастических мячей, палок). Они способствуют наращиванию
мышечной силы и выравниванию сил мышц правой и левой половины
тела.
 Комплексы упражнений для развития координации движений на все
уровнях: координации работы рук и ног; реципрокных движений;
передней и задней поверхности тела; при формировании умения
преодолевать силу тяжести своего тела; при интеграции системы «мозгтело»; координации системы «глаз-рука», крупной, средней и мелкой
моторики; координации движений с пересечением средней лини тела.
 Комплексы, включающие в себя различные способы ходьбы, ползания и
лазания, способствующие восстановлению и развитию сенсомоторных
координаций, отработке первичных рефлексов; развитию внутренних
биологических факторов.
 Специальные упражнения на укрепление спины, брюшного пресса, мышц
верхних и нижних конечностей. Для решения данной проблемы
применяются: работа с гантелями, мячами, резиновыми жгутами, игровые
упражнения, работа в парах преодоление полосы препятствий, ползание,
лазание.
 Дыхательная гимнастика.
 Приемы самомассажа
 Упражнения на расслабление.
30

При организации оздоровительно – коррекционной работы используются
следующие
средства:
гимнастические
палки,
резиновые
жгуты,
ортопедические мячи, полусферы, тренажеры типа «спортивные качели» и
гимнастические мячи.
2.8. КОНСУЛЬТАТИВНО – ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА С
РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ДЕТЕЙ,
ИМЕЮЩИХ НОДА
Примерный план работы с родителями при получении коррекционной и
реабилитационной услуги в условиях ДОУ
Содержание работы
Сроки
Ответственные
Оказание индивидуальной и групповой В течение года
Зам. зав. по ВР
консультативной помощи по вопросам
Инструктор по ФК
оздоровительных и профилактических
Медсестра
мероприятий для дошкольников
Открытые просмотры и показы с
Согласно
Зам. зав. по ВР
использованием
оздоровительных годовому плану Инструктор по ФК
технологий
ОУ
Медсестра
Оформление
папок,
ширм, В течение года
Зам. зав. по ВР
информационных стендов, статей на
Инструктор по ФК
официальном сайте ОУ
Медсестра

2.9. Рабочая программа воспитания
2.9.1. Целевой раздел Программы воспитания
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют
традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это
нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России,
передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской
31

гражданской идентичности и единого культурного пространства страны,
укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное
проявление в духовном, историческом и культурном развитии
многонационального народа России.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся с
НОДА в Организации предполагает преемственность по отношению к
достижению воспитательных целей начального общего образования (далее НОО).
Программа воспитания основана на воплощении национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания обучающихся в Организации лежат
конституционные и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом
выпускника Организации и с базовыми духовно-нравственными ценностями.
Планируемые результаты определяют направления для разработчиков рабочей
программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается
ребенок, в рабочей программе воспитания необходимо отразить
взаимодействие участников образовательных отношений (далее - ОО) со всеми
субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе
возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты
обучающихся, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном
обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое
отражение в основных направлениях воспитательной работы Организации.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе
социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
Организация в части, формируемой участниками образовательных отношений,
дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой
основной образовательной программы, региональной и муниципальной
спецификой.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с
другими организациями.
Программа воспитания является неотъемлемым компонентом АОП ДО.
32

Структура Программы воспитания включает пояснительную записку и три
раздела - целевой, содержательный и организационный, в каждом из них
предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Общая цель воспитания в Организации - личностное развитие
дошкольников с НОДА и создание условий для их позитивной социализации на
основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим
людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в
обществе.
Задачами воспитания обучающихся с НОДА в условиях Организации
являются:
1) формирование общей культуры личности обучающихся, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с НОДА и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с
особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей (законных представителей);
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия обучающихся с
окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у обучающихся с различными нарушениями развития знаний и
представлений об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
обучающихся с НОДА;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, в
том числе их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

33

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ:
- ООП ДО на учебный год, включающая
коррекционный раздел;
Нормативно – правовая база
- Приказ о создании и Положение о ПМПк
ДОУ;
- Договор с родителями (законными
представителями);
Организация питания

Без особенностей, по
основному меню
дошкольного учреждения
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Помещения для общеразвивающей деятельности
Промаркированные
столы
и
стулья;
деревянные кровати (жесткая кровать) с
массажными ковриками ; детская мебель для
размещения
игрового
развивающего
материала и для организации различных
Групповое и спальное
видов деятельности детей; дидактические
помещение
игры,
пособия,
методическая
и
художественная
литература.
Наличие
группового
спортивного
уголка
с
соответствующим оборудованием.
Фортепиано,
музыкальный
центр,
магнитофон,
микрофоны,
аудио
и
видеокассеты, CD и DVD диски, наборы
музыкальных инструментов (звуковысотные
Музыкальный зал
и шумовые), фонотека, нотный материал,
библиотека методической литературы по
всем разделам программы, портреты
композиторов, костюмы, атрибутика и
бутафория.
Объекты физической культуры и спорта
Стандартное и нестандартное оборудование,
мягкие модули необходимые для ведения
физкультурно – оздоровительной работы,
Спортивный зал
мячи и разнообразные предметы для
выполнения общеразвивающих упражнений
и
основных
видов
движений,
гимнастическая стенка, скамейки.
Помещения для работы медицинского работника
34

Медицинский материал, материал для
Медицинский кабинет
лечебно – профилактической и санитарно –
просветительской работы, картотека.
Изолятор
Медицинская детская кушетка
Иное (указать)
Спортивная площадка на
Баскетбольный щит; полоса препятствий;
территории
прыжковая яма
Прогулочные площадки
Песочницы, горки, балансиры, детские
столики. На участках групп выделено
единое пространство физического развития,
которое объединяет зоны, стимулирующие
двигательную активность детей.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:
 уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности
в собственных возможностях и способностях;
 использование в образовательном процессе форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей);
 построение образовательного процесса на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
 поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
 возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
 защита детей от всех форм физического и психического насилия;
 поддержка ДОУ и педагогами родителей дошкольников в воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей
воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

3.2.Формы двигательной активности
Формы двигательной активности

4-5лет

Подвижные игры во время утреннего
приема
Утренняя гимнастика
(традиционный
комплекс и с включением упражнений

Ежедневно
6-8 мин.
Ежедневно
6-8 мин.
35

имитационного характера)
Физкультминутки:
- упражнения на развитие мелкой
моторики;
упражнения
коррекционной
направленности;
- упражнения на дыхание.
Двигательная
разминка
по
время
перерывов в ООД
Музыкальная
деятельность
с
преобладанием музыкально – ритмических
движений
Физкультурные занятия:
- в физкультурном зале
- на воздухе
Дозированный бег
Подвижные игры:
- сюжетные
- бессюжетные
- игры – забавы, народные
- соревнования, эстафеты, аттракционы
Игровые упражнения на развитие ловкости,
внимания,
пространственных
представлений и ориентации, закрепления
основных видов движения
Оздоровительные мероприятия:
- дыхательная гимнастика
- коррегирующая гимнастика
Гимнастика после дневного сна:
- упражнения на вытяжение мышц
- упражнения на укрепления мышц спины,
брюшного пресса
- упражнения для формирования свода стоп
- упражнения
с использованием
массажных мячей
Индивидуальная работа по физическому
воспитанию

Ежедневно в ходе
образовательной
деятельности по
3-5 мин.
Ежедневно
10 мин.
15 мин.
2 раза в неделю по 15мин.
1 раз в неделю
по 15 мин
Ежедневно 10-15 метров
Ежедневно не менее 2-х по
5-6 минут

Ежедневно 10-25 минут

Ежедневно 7 минут
6-8 минут

Ежедневно, сочетая
упражнения по выбору 6-8
минут.
Самостоятельная двигательная активность
ежедневно
в течение дня
Спортивный праздник
2 раза в год по 30-35 минут

36

4. ЛИТЕРАТУРА:
1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ –детский сад №20
с.Кизляр моздокского района.
2. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
2023г.
3. Константинова, А. И. Игровой стретчинг: Методика работы с детьми дошкольного
возраста / А. И. Константинова. – СПб., 1993.
4. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е. М.
Мастюкова. – М. : Владос, 1997.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный
ресурс].
– URL: //www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html (дата обращения:
05.03.2019).
6. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия,
2002.
7. Основные рекомендации по организации занятий по физической культуре для
детей с церебральным параличом / Н. А. Тулупова, Кудрявцева Л. П. // Наука и
инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения : сборник статей
VIII Международной научно-практической конференции. В 3 ч. – Пенза : МЦНС
«Наука и Просвещение», 2018.
8. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
37

образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17 [Электронный ресурс] // Реестр примерных
общеобразовательных программ. – Режим доступа:
http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnayaobrazovatelnayaprogrammadoshkolnogo-obrazovaniya-detej-s-narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-apparata/
9. Специальная психология / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Акдемия, 2000.
10. Разработка адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ. ред.
Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».